Общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания

  Важной задачей в современных условиях является осуществление постоянного и эффективного контроля общественности за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания граждан. Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" существенно активизировал гражданское общество в этой области. Закон установил правовые основы осуществления общественного контроля, а также возложил на Общественную палату Российской Федерации создание общественных наблюдательных комиссий в регионах. Указанный Федеральный Закон готовился довольно долго. Он не имеет аналогов в мировой практике. Его рамки шире, действующей в Великобритании системы "визитеров" (списки которых утверждает Министерство внутренних дел), во Франции "посетителей тюрем", а также посещений военнопленных и иных категорий заключенных сотрудниками Международного комитета Красного Креста.

Когда он вносился, Общественной палаты РФ еще не было. Поэтому предполагалось, что наблюдательные комиссии будут работать с Уполномоченным по правам человека. Однако с образованием Общественной палаты законодатели посчитали очень важным, чтобы общественные наблюдательные комиссии (далее ОНК) формировались и работали с Общественной палатой РФ.

  Россия единственная страна, которая законодательно закрепила за самим обществом право формирования наблюдателей за местами принудительного содержания. Для реализации данного Закона была создана специальная Рабочая группа из членов ОПРФ, а также экспертный совет из представителей правозащитного сообщества, которыми была проделана большая и кропотливая работа по разработке документов, касающихся формирования ОНК. В результате общественные наблюдательные комиссии созданы и функционируют сегодня в 79 субъектах Российской Федерации в количестве 729 человек.